Объединенный Астрологический Форум на Неве

Объединенный Астрологический Форум на Неве | 2-4 июля 2004 года, Санкт-Петербург

2-4 июля 2004 года, Санкт-Петербург

Со 2 по 4 июля 2004 года в Санкт-Петербурге состоялся Объединенный Астрологический Форум на Неве 2004, главными организаторами которого выступили Санкт-Петербургская Астрологическая Академия и Интернет-портал «Русская Профессиональная Астрология» при активном содействии Союза Профессиональных Астрологов. В работе Форума также приняли деятельное участие Международная эзотерическая школа «АСТРА-ЙОГА» и Санкт-Петербургский Институт Астрологии.


Диланян К.А. «Философия и методы западной астрологии» (проректор Академии мировой астрологии и метаинформации, президент Лиги независимых астрологов, чл.-корр. Российской академии естественных наук)

видео-фрагмент (5258 Kb).

  1. Астрологическое время
  2. Астрологические техники, опирающиеся на каждый из видов времени
  3. «Астрологическая магия» Джона Ди - элективные карты:

1. Астрологическое время

Астрология - единственная область знания, где проблема времени является ключевой. Собственно, вся астрологическая система выстраивается, опираясь на момент времени, будь то исторический момент, или момент рождения отдельной личности, или время начала какого-либо действия. Поэтому с незапамятных времен для астрологов способы измерения времени, а также философское понимание времени являлись основополагающими.
На каких же принципах зиждется астрологическое суждение, связанное с природой времени?
Первое, это понимание того, что время не является однородным, оно имеет качества и нам необходимо учитывать эти качества в своей деятельности. Второе - это то, что время имеет различные значения и в зависимости от значения времени меняется его восприятие.

1-а. Циклическое время

Вся жизнь на земле протекает в ритмическом движении, и это движение образует циклы. Мы можем наблюдать цикл смены дня и ночи, лунный цикл, равный приблизительно одному месяцу, годовой цикл, связанный с движением солнца по эклиптике. Жизнь человека также представляет собой цикл: рождение - развитие - становление - умирание.
Цикличность времени была замечена в древнейшие времена, и мы можем сказать, что это самая старая система организации времени. Древнейшие представления о возникновении Вселенной связаны с цикличностью: от момента рождения должно пройти несколько огромных временных циклов и Вселенная подойдет ко времени своей смерти. После разрушения и уничтожения возникнет новая Вселенная, и все повторится вновь.
Самой малой частицей, составляющей большие циклы, было дыхание.
Например, в ассирийских источниках хронологическая система соответствует следующей схеме: наименьшая частица - дыхание - четыре секунды, затем двухчасовое деление, затем суточное, десятидневное, месячное, годовое.
Затем шли более крупные циклы, называвшиеся «сосс» равные 60 годам, затем один «нер» равный 600 годам, далее один «сар» равный 3600 годам.
Представление о частице измерения времени равной дыханию указывает на общий взгляд на Вселенную, как на живое существо, подверженное рождению, взрослению, старению и умиранию.
В Греции идею циклов сформулировал философ Платон. Он утверждал, что небесная гармония тесно взаимосвязана со всем, что происходит на Земле. Вселенская гармония состоит из чередующихся циклов Борьбы и Любви, каждый из этих циклов длится 36000 лет, что составляет 1 Великий год, или половину Большого Великого года. Когда Вселенная проходит через оба этих цикла наступает дисбаланс и разрушение мира до тех пор, пока вновь не произойдет зарождение гармонии, выросшей из цикла Любви.
В Индии мы встречаемся с похожей системой взглядов, как считают современные исследователи, заимствованной у греков. Индийцы создали систему «Юг», или больших космических эпох, продолжительность которых исчисляется сотнями тысяч лет. Согласно этим воззрениям, современное человечество сейчас живет в эпоху Кали-юги - упадка, хаоса и деградации, за которой последует разрушение Вселенной.
В астрологии существует множество циклов, и именно цикличность времени связана с идеей возможности прогнозирования событий.
Еще Пифагор утверждал, что наступит такое положение планет, которое в точности повторит то, которое было в его время, в тот самый момент, когда он рассуждал с учениками о природе времени, и в этот момент их встреча в точности повторится...
Циклическое время обезличено, это время, которое не имеет индивидуальной окрашенности, в большой степени это время предсказуемое, необратимое, не дающее ничему живому выскользнуть из его объятий. Этот тип времени символизируется планетой Сатурн, божеством, пожирающим своих детей.
Хотя для буддийского сознания, астрологическое циклическое время есть непременное условие освобождения. Освобождение - это освобождение от конечности, механистичности и необратимости - то есть от всего, что символизирует собой время.
Однако циклическое время это не единственный тип времени, который мы встречаем в астрологии. Есть и время индивидуальной человеческой жизни, которое связано с неким начальным моментом, содержащим в себе весь потенциал развития и превращений человеческой жизни. Помимо циклической составляющей, это время одновременно имеет и векторную составляющую.

1-б. Векторное время - Птолемей и христианская парадигма в целом

Идея векторного времени приходит в философию из иудаизма и затем в полной мере разворачивается в христианстве. После событий, отраженных в Ветхом завете, наступает время Нового завета. Это время рождения Христа. Вся предыдущая история «отменяется», существенным становится лишь один факт: Рождество, затем исполнение пророчества - Распятие и Воскресение. Далее история движется только в одном направлении - вперед ко второму пришествию Христа. Все существенное уже совершилось, а самое важное впереди. Эти две точки соединяет одна линия - стрела времени. Человеческая жизнь поверяется только этими двумя событиями. С этой идеей тесно связана и идея прогресса - движения вперед - от несовершенного к совершенному. С этой концепцией связана и идея исторического времени.
Тем не менее, циклическое время западной истории переходит в сферу сакрального времени. Это время Христианских праздников, воскресения Христа - Пасхи и т.п.
Интересно, что сакральное время совершенно не оглядывается на историческое, «достоверное», «фактическое» время. Для человека верующего совершенно неважно, когда именно жил Христос, когда конкретно он был распят, в какой точно момент он воскрес и т.д. Эти события принадлежат другому миру и другому, сакральному, священному времени. Поэтому для христиан несущественно то, что они празднуют христианскую пасху в различные дни. Также как для них не важна точная дата рождения Христа. Эти вопросы относятся к «профанному» времени.
Тем не менее, мы встречаем концепцию векторного времени в труде греческого астронома/астролога Птолемея «Тетрабиблос».
Говоря о ректификациии гороскопа рождения Птолемей упоминает о точке «начала» из которой произрастает гороскоп. Это момент рождения. Птолемеевская концепция гороскопа рождения основана на гипотезе о влияниях, которые оказывают планеты и звезды на человека. Она наиболее научна, ибо основывается на естественных причинах. Момент рождения давал возможность определить темперамент человека, его склонности, продолжительность жизни, главные события жизни и т.п. На основании определенного темперамента выбирался тип поведения, питания, лечения, работы и отдыха для человека. Согласно этой концепции человеческая жизнь, определяемая моментом рождения, является результатом взаимодействия естественных причин и предопределена рамками биологических, физических, психических, социальных и наследственных факторов.
Птолемей надолго опередил социологов, сказав, что индивидуальный гороскоп занимает подчиненное положение по отношению к гороскопу общины, полиса, страны, государства, нации и т.п. То есть индивидуальная карта подчинена карте мунданной. До этой мысли молодая наука социологи (или моральная статистика) дошла только в конце 19-го века.
Время человеческой жизни имеет сложное философское значение, так как оно включает и сакральное, символическое измерение. Сакральное измерение человеческой жизни связано с уподоблением ее жизни Иисуса Христа и выражается в понимании жизни как священного подвига. И здесь астрология помогает человеку выявить его особенности и развивать свою индивидуальность в гармонии с заложенными потенциями или преодолевать свои ограничения, через осознание и праведное поведение.
Однако, и циклическое, и векторное время являются безличными внечеловеческими факторами и являются ограничителями свободного проявления человеческой воли.

Неоднородность времени
Время, которое мы воспринимаем через циферблат часов - это бескачественное, однородное, гомогенное время. Однако астрологическое время иное. Каждый момент астрологического времени имеет собственные качества, причем этот момент содержит в себе качества как циклического времени и так корпускулярного времени.

1-в. Корпускулярное время

Этот тип астрологического времени связан с концепцией хронократоров, или управителей определенных периодов времени.

«Магические» часы
Астрологические сутки вмещают 24 часа, но начало и конец суток, а также продолжительность каждого часа не совпадают с гражданским временем. Во-первых, астрологические сутки начинаются с восходом и продолжаются до следующего восхода, во-вторых, каждый час в разное время года имеет разную продолжительность.
Продолжительность астрологического часа устанавливается таким образом: берется продолжительность времени от восхода до заката, например, летом в наших широтах солнце восходит в 4 часа утра, а садится после 22 часов. Продолжительность дневного времени, таким образом, составляет 18 часов. 18 нужно разделить на 12, получаем продолжительность часа равную 1,5 гражданским часам. Ночные часы будут, соответственно, короче гражданского часа: берем время от заката до восхода (в нашем примере это будет 6 часов), делим на 12 и получаем продолжительность ночного часа равную 30 минутам.
Но это еще не все. Помимо продолжительности магического часа связанной с природными ритмами, каждый час имеет свои качества. То есть 9 часов утра в летнее время имеют качества отличные от 9 часов утра зимой. Но 9 часов утра летом в понедельник не то же самое, что 9 утра летом во вторник.
Поясним это на примере. Каждый день недели символически управляется одной из планет септенера (это отражено в самих названиях дней недели, например Monday = Moon (Луна) + day (день Луны), Sunday = Sun (Солнце) + day (день Солнца), Saturday = Saturn (Сатурн) + day (день Сатурна)

Понедельник - Луна
Вторник - Марс
Среда - Меркурий
Четверг - Юпитер
Пятница - Венера
Суббота - Сатурн
Воскресенье - Солнце

Каждый астрологический час также управляется определенной планетой, например: понедельник час восхода Луна - Луна, второй час понедельника Луна - Сатурн, третий час понедельника Луна - Луна - Юпитер и т.д.
Вторник управляется первый час Марс - Марс, второй час Марс - Солнце, третий час Марс - Венера и т.д.
То есть каждый час дня имеет собственные характеристики и окрашен качествами управляющей и со-управляющей планеты.
В связи с этим необходимо сказать, что астрологическое время можно представить в виде ландшафта, со своими возвышениями, равнинами и впадинами, со своими приливами и отливами, с благоприятными или напряженными энергетическими воздействиями.
Именно поэтому астролог и может выбрать время, наиболее подходящее для какого либо действия, так как и наши действия, и наши проявления, и различные сферы социальной жизни символически связаны с качествами планет. Астрологу требуется выстроить гармонические отношения между неким действием и временем, когда это действие будет производиться, дабы усилить родственные вибрации и получить наилучший результат своих действий.
Отрезки времени, связанные с качествами тех или иных планет можно уподобить частицам, ограниченным в своей протяженности, или корпускулам. Поэтому мы отнесли этот вид времени к корпускулярному.

3 б. Другой вид хронократоров,

то есть планет, управляющих строгими промежутками времени, связан с развертыванием человеческой жизни. В астрологии насчитывается несколько рядов таких последовательностей, и именно они являются паттернами, задающими определенный событийный фон и определяющие качество событий. Это персидские фирдары, греческие хронократоры, афесис и дециннеалии, индийские системы даша и т.п.
Все вышеперечисленные типы времени являются внешними по отношению к человеку, объективными.

Феноменологическое астрологическое время

Однако есть и субъективное, или феноменологическое астрологическое время. Это время психологически окрашенное, и чтение знаков, которые оно посылает нам, контекстуально значимо, и может быть не связано со смыслом конкретного момента времени.
Это время дивинаторной астрологии, или астрологии чтения священных знаков небес, связанных с астрологией инициативы.
Дивинаторая астрология уходит корнями в традицию обращения к оракулу. Карта небес, получаемая в этом случае, должна быть проинтерпретирована как знак или символ, связанный с определенным контекстом, в который помещает ее астролог или же сам вопрошающий. Эта же карта, проинтерпретированная астрологом, может стать «руководством к действию» для вопрошающего, то есть не диктовать непреложную и неизменную волю небес, но дать возможность активного формирования определенных событий.
Эта процедура родственна толкованию сновидений в аналитической психологии, где сновидение выявляет скрытые до поры символы бессознательного, а аналитик вместе с пациентом расшифровывают эти символы, стараясь проникнуть в смыслы, которое посылает бессознательное, побуждающие человека к определенным действиям.
Феноменологическое время актуализируется только тогда, когда есть человек, способный увидеть и воспринять смыслы и значения этого момента времени.
2. Астрологические техники, опирающиеся на каждый из видов времени
3. «Астрологическая магия» Джона Ди - элективные карты:
Рассмотрим карту элекций на коронацию королевы Елизаветы I, сделанную придворным магом и астрологом Джоном Ди. (См. статью «Гороскопы в истории» Грэма Тобина в журнале «Колесо времени» №2 за 2003 год) Помните, что королева сумела уцелеть в течение правления ее сестры Марии, которую позже назвали «кровавой Мери», это был для нее очень опасный период. Дело в том, что Елизавета не приняла католичество, которое поддерживала Мери.
По мнению историков, правление Елизаветы I было самым прославленным периодом в истории Англии. Она была королевой-девственницей, она так никогда и не вышла замуж, она, если так можно выразиться, вышла замуж за свою страну. И сделав так, она поступила в соответствии с древними английскими верованиями.
Итак, Джон Ди выбрал время коронации и мы посмотрим на два гороскопа и попытаемся понять, в чем заключалась магия Джона Ди, почему правление Елизаветы было таким успешным.
Если посмотреть на натальную карту, то мы увидим Сатурн в седьмом доме, который указывает на недостаток партнеров для супружества, Венера имеет очень много достоинств этой карте и является альмутеном карты. А королева-девственница показана Солнцем, которое находится в знаке Девы.
Что касается карты коронации как таковой, то обычно она проводилась в полдень, когда Солнце находится в зените. Так и здесь, мы видим Солнце в Центре Неба. Луна здесь в 12-м доме, что может быть не слишком хорошим показателем, но в карте коронации Луна приближается к точному трину с натальным Юпитером, это очень хороший знак, это большая удача. Солнце в карте коронации в точном трине с очень хорошо стоящей укрепленной Венерой, так что светила карты коронации находятся в гармоничных аспектах с благотворными планетами натальной карты.
Мы также с вами видим, что Венера карты коронации находится в трине к натальному Солнцу, и Юпитер в карте коронации в секстиле к натальному Юпитеру, и, наконец, это очень важно, что Луна в карте коронации апплицирует гармоничным аспектом к Юпитеру.
Итак, этот великий астролог использовал очень простую магию Солнца, Луны, Венеры и Юпитера. Иногда самые простые вещи являются наилучшими.

Время иероглифической монады

Свой труд «Иероглифическая монада» Джон Ди начал писать 13 января 1564 года в Антверпене и закончил через 12 дней - 25 января 1564. Сами по себе числа: 12, 13 и 25 исполнены тайного смысла.
12 не вызывает удивления - это классическое число, составленное из тройки и четверицы: четыре стихии и три состояния вещества, три алхимических принципа "tria prima", четыре элемента и четыре стадии алхимического процесса.
Алхимические принципы определяют человеческую индивидуальность.
«Сера» воплощает душу, под которой понимались чувства и желания.
«Соль» представляла тело.
«Ртуть» олицетворяла дух, охватывающий воображение, суждение о нравственности и высшие умственные способности.
Четыре стадии алхимического процесса указывают на различные стадии эволюции души.

Но 13 и 25 это то, о чем Ди говорит в «Иероглифической монаде» с великой осторожностью, называя их большой тайной. Это числа «плодов», познать смысл которых может лишь понимающий. 13 и 25 Ди называет «силой Христа в земном человеке», говоря о способности воздвигнуть «святой храм в Господе» (Еф., 2, 21).
Будучи астрологом, Ди, конечно же, не мог начать изложение своего труда в день, который не был бы выбран заранее.
Элективная астрология (или астрология инцепции - «начала») опирается на представление о том, что весь универсум пронизывает активная творящая космическая сила, а человеческий микрокосм становится центром, связующим звеном, необходимой частью вселенской каузальной сети, всех действующих сил и влияний.
Взаимодействие этих космических сил превращало телесное в духовное, чувственное в волевое, интеллектуальное в действительное.
Для того чтобы целенаправленно действовать в этом мире сил, волн и эманаций, нужно было уметь использовать определенные правила, в частности, уметь привлекать и усиливать необходимые энергии.
Звездные, «астральные» эманации были необходимой составляющей в этой бесконечной цепи. Астрологическое же время было активной, изменяющейся, действующей силой, а не однородным однонаправленным вектором. Время помогало адепту умножить свою личную энергию для достижения нужной цели.
Итак, посмотрим на гороскоп начала написания «Иероглифической монады».
Наше внимание сразу привлекает связь между двумя картами - натальной и картой «начала». Первое, что бросается в глаза - это дата: 13 января является отражением 13 июля - дня рождения Джона Ди, то есть Солнца этих двух карт находятся в оппозиции, охватывая, таким образом, весь зодиакальный круг.
В карте элекции соединение Сатурн-Юпитер попадает на натальное Солнце Джона Ди.
В «Иероглифической монаде» Ди говорит тайным языком о соединении Юпитера и Сатурна, которые графически составляют знак Овна: два его полукружия символизируют огонь, а в алхимическом процессе стадию albedo - «осветление». Это вторая стадия алхимического магистерия, трансмутации первичной материи, «рассвет», «серебро», «лунное состояние, которое еще должно быть поднято до солнечного состояния материи». Соединение Юпитера-Сатурна (albedo) с натальным Солнцем Джона Ди говорит о его готовности к осветлению духа, символизируемого Солнцем.
Еще одна важная точка в гороскопе инцепции - новолуние, соединение Солнца и Луны. Джон Ди говорит: «Хотя полукруг Луны расположен над кругом Солнца и потому кажется более возвышенным, Луна признает Солнце своим господином и монархом... Луна так охотно допускает солнечные лучи пронизывать себя, что почти превращается в Солнце, полностью исчезает с неба, и через несколько суток появляется в виде месяца, каким мы ее и изобразили».
Луна в монаде расположена над Солнцем, подобно тому, как голова человека располагается над сердцем. С древности именно Луне приписывалось управление умом, египтяне считали Луну вместилищем всяких мыслей. Только после того, как голова (Луна) освобождается от мыслей, произведенных разумом, она становится способной отражать мысли, вдохновленные сердцем (Солнцем), а язык может облечь их в речь.
В «Иероглифической монаде» погружение Луны в Солнце символически обозначает алхимическую свадьбу, или ту стадию духовного процесса, когда мужское и женское становятся одним. В этом смысле новолуние есть процесс погружения Луны в Солнце.
В натальной карте Джона Ди Солнце и Луна находятся в аспекте полнолуния, то есть алхимическое золото и алхимическое серебро, дух и душа максимально разведены.
В карте инцепции Джон Ди соединяет Солнце и Луну через новолуние в месте стояния его натальной Луны, символически соединяя эти алхимические принципы.
Таким образом, мы видим, что карта начала написания работы пронизана алхимическим символизмом и вовлекает ее автора не просто в интеллектуальный акт, но в процесс глубочайшей трансформации.
Однако символизм Солнца и Луны не исчерпывается алхимическими значениями. Солнце ассоциировалось с Христом, а Луна - с Церковью. Их обновленное соединение также было очень важным для Джона Ди.
Из этого примера ясно следует, что элективная карта является не просто гороскопом выбора наиболее подходящего момента времени для начала того или иного действия, но картой алхимического преобразующего трансформирующего духовного процесса, в котором ВРЕМЯ (астрологическое время) играет ключевую роль.

Вернуться на первую страницу Форума 2004 года

Вернуться на первую страницу

Copyright © 2004-2006, Организационный комитет ОАФН