Объединенный Астрологический Форум на Неве
2-4 июля 2004 года, Санкт-Петербург
Бойко Б.Е. «Индийская астрология глазами западного астролога» (ректор Академии Мировой астрологии и метаинформации, чл.-корр. Российской академии естественных наук, награжден дипломом Бхаратья Видья Бхаван (Интитута традиционного знания) Индия, Дели)
аудио-запись (2428 Kb).
Сходство и различие двух традиционных ветвей астрологического знания.
Индийская астрология и утерянные астрологические техники западной традиции.
Кросс-чекинг: ректификация гороскопа рождения.
(Конспект)
I. Зачем нам изучать индийскую астрологию?
Гуманистическая астрология, возникшая в конце XIX-го - начале XX века - предтеча и вдохновитель - Алан Лео (Уильям Фредерик Аллен) - отец современной западной астрологии. Дважды представал перед судом за предсказание будущего и был вынужден доказывать, что астрология - это не предсказание, а психотерапия.
Затем - основатель собственно Гуманистической астрологии - Дэйн Радьяр.
Индийская сохранила много из того, что утратила западная.
Никогда не смешивать эти два метода в процессе работы! Не переносить механически толкования и правила из одной системы в другую. А то будет ни то, ни се. Синтезировать только результаты отдельного анализа по каждой из систем.
II. Вопрос о первичности и взаимопроисхождении индийской и «западной» (условно говоря) - вавилоно-египетской астрологии.
Здесь существует несколько версий и очень много разных мнений. Атлантида и т.п. Индусы свое говорят... На Западе гнут свою линию...
Трудно сейчас сказать, где раньше появилась гороскопическая астрология - в Индии или в Вавилоне. Достоверных источников нет, в Индии традиция всегда базировалась больше на устной передаче.
Но, кроме того, современным исследователям, даже индийским, далеко не все известно. Масса рукописей недоступна для европейски ориентированных образованных индийцев. История с учителем Учителя, которого в подростковом возрасте запустили на один день в книгохранилище:
Деревенский астролог, живущий в районе Андхра-Прадеш. Это Вемури Рамамурти Шастри.
«Если бы он знал английский язык и был бы обучен кем-нибудь пользоваться современными эфемеридами, он был бы признан великим астрологом не только нашего времени, но, возможно, последних восьмисот лет мировой истории.» (К.-Н. Рао)
Он был сыном традиционного ведического ученого и имел высочайший интеллект и феноменальную память. Его отец принял решение, когда его сын был еще очень маленьким, что тот никогда не обучится английскому языку, чтобы не "испортиться", как многие другие брамины в Индии. Рамамурти Шастри в детстве запомнил наизусть некоторые куски Вед, в также изучал астрологию, включая астрологию Джаймини, которая только и практиковалась в этом штате.
В раннем детстве его отправили в Варанаси, в огромный центр паломничества и величайший центр, где изучался классический санскрит в течение тысяч лет, в Северной Индии.
В Варанаси, мальчик-гений Рамамурти поразил многих ученых и они показали ему рукописи текстов по астрологии Джаймини.
До сих пор многим людям даже в Индии неизвестно, что то, что возможно получить напечатанным по индийской астрологии, это только десять процентов того, что хранится спрятанным в непереведенных с санскрита рукописях и в устной традиции. То, что доступно на английском языке, это только небольшая часть того, что издано на индийских языках.
Согласно индийской тайной традиции, молодому Рамамурти было позволено прочитать некоторые тексты дома у ученых, которые, разумеется, не позволили ему скопировать их. Говорят, Вемури Рамамурти Шастри запомнил эти сутры (санскритские станцы) числом в двадцать тысяч, в то время как мы имеем напечатанными только 996. Вемури Рамамурти Шастри - один из тех гордых традиционных астрологов, который решил никогда не покидать своей деревни. Если у него есть заслуга, люди сами придут к нему, считал он. Возможность заработать великую репутацию, консультируя в большом мире, никогда не прельщала его.
Что касается истории происхождения собственно западной астрологии, то тут также не все ясно и прямолинейно. Месопотамию завоевала Персия. Таким образом, персы унаследовали вавилонскую астрологию.
Месопотамская астрология также, совершенно определенно, проникла и в Индию, и Египет.
Итак, есть три основные ветви Астрологии - вавилонская, египетская (она же - греческая) и индийская. (Оставим пока в стороне такие интересные, но стоящие особняком системы, как дальневосточная и тибетская астрологии, а также астрология Нового света. Они, на первый взгляд, очень сильно отличаются от привычной нам астрологии, но это лишь на первый взгляд.)
Итак, приоритет индийцев или вавилонян пока под вопросом, (по многим признакам не исключено, что индийская система старше), но очевиден факт их взаимовлияния в течение истории.
Так или иначе, европейская астрология появилась значительно позже. Пожалуй, первый из известных нам сейчас европейских астрологов - это Фирмикус Матернус. Он жил в III веке нашей эры.
Египетская астрология, судя по всему, была основана на вавилонской, но обрела самобытность, обогатилась и развилась, превратившись в то, что теперь известно как Эллинистическая астрология. Возникла она в Египте, далее развивалась астрологами Восточной Римской Империи. Т.е., эту астрологию можно называть Греческой, в том смысле, что все ее труды написаны по-гречески.
Когда Империю персов завоевал Александр Македонский, то Греция, и Египет, и Персия, и часть Индии (!) - все включились в единое языковое пространство. Греческий стал языком межнационального общения, и языком элиты в то же время. Аристократия и все образованные люди всех этих стран - говорили по-гречески. В это время, несомненно, происходило сильное взаимовлияние и «перемешивание» знаний и традиций всех этих народов, в том числе - и астрологических. И все это под эгидой греческого языка. (Даже в III веке нашей эры в Индии жили цари, говорившие на греческом - бактрийские цари).
В VI-м в. н.э. греческая астрология практически прекратила свое существование.
Об Арабской астрологии, судя по доступным источникам, становится известно только в VIII - IX веках н.э. И арабская астрология, судя по тем же источникам, гораздо больше похожа на вавилонскую астрологию, нежели на греческую. Но, кроме того, и в арабской астрологии мы находим кое-что явно заимствованное у индусов.
Наша современная Западная астрология базируется в большей степени именно на редуцированной арабской астрологии (значит, это продолжение вавилонской ветви), но и с некоторым влиянием греческой, прежде всего, - Птолемея.
Так что, жестко отделить развитие западной астрологии от индийской не представляется возможным, и еще совсем недавно (по историческим меркам) они были очень похожи друг на друга. Вот несколько тому примеров и доказательств:
Обратимся сначала к Западной астрологии - некоторые техники, которые сейчас являются ведущими в индийской, но практически отсутствует в современной западной, но тем не менее, присутствовали раньше:
1) Карты деления (варги), гармоники присутствовали еще в средневековой западной астрологии. На это указывает например, Абрахам Ибн Эзра (1089-1164 гг.): новенарии (навамша), дуоденарии = додекатеморион (двадашамша - родители)
2) Системы планетных и зодиакальных периодов - «европейские даша» - фирдары, дециннеалии, афесис, птолемеевские планетные периоды.
И это лишь самые очевидные и выразительные примеры.
Теперь обратимся к Индийской астрологии (вот то, что было широко распространено в западной астрологии, и теперь еще используется, но мало кому известно, а оказывается, всё это есть и в индийской):
1) Индийские жребии («парсы», «арабские части»):
1. Такая интересная техника, как нахождение точки плодовитости. В гороскопе женщины сложим долготы Луны, Марса и Юпитера, и точка с получившейся в сумме долготой называется Кшетра-спхута, что обозначает «точку плодовитости» женщины (мужчины - Биджа-спхута); для плодовитости хорошо, если эта точка попадает в нечетный знак (для биджа-спх. - в четный лучше!). Затем изучаются аспекты к этой точке, и т.п.
2. Есть целый ряд точек, вычисляющихся совершенно идентично жребиям в западной астрологии, называются они Сахам. Их десятки. Например:
Дневное рождение Ночное рождение
Пунья-сахам (везение, жребий Фортуны) = Луна - Солнце + Асц. Солнце - Луна + Асц.
Видья-сахам (знание, образование, жр. Духа) = Солнце - Луна + Асц. Луна - Солнце + Асц.
Яса-сахам (слава, жр. Победы) = Юпитер - Пунья (Фортуна) + Асц. Пунья - Юпитер+Асц.
И так далее. Имеется масса жребиев, включающих долготы разных планет, а также хозяев разных домов. Некоторые буквально совпадают по трактовке и вычислению с арабскими, другие отличаются.
Сейчас известно, по крайней мере, 50 «индийских жребиев». У арабов также было множество жребиев. Здесь как всегда, вопрос спорный - кто у кого что заимствовал - арабы у «греков» (или потомков вавилонян), скорее всего, а вот греки ли у индусов, или наоборот - это неизвестно.
Но у индусов, по крайней мере, есть еще и масса других вычисляемых точек в гороскопе, например, широко применяемые пады, а также так называемые «призрачные планеты» - ничего подобного которым нет в западной астрологии.
Существуют и целые системы индийской астрологии, очень похожие на западную, например, система Гарга, система Кришнамурти.
В инд. астрологии помимо знаменитых периодов Даша есть и дирекции, и профекции, и многое другое (наприм., такая техника, как Сударшан-чакра - удобно совмещает транзиты с профекциями).
В общем, можно сказать, что сейчас в индийской астрологии есть практически все, что было и есть в западной, но, кроме того, - есть еще очень много всего, что в западной утеряно и отсутствует.
Теперь вернемся к тому, чем же нам может помочь серьезное изучение индийской астрологии. Подведем итог:
III.
1) Восстановление и уточнение истории развития традиционной (старой) западной астрологии - «обращение к корням»
2) главное: восстановление полноты и универсальности астрологического знания, восстановление утраченных, забытых и искаженных техник. И, тем самым - значительное обогащение современной западной астрологии, превращение ее в ту «сверх-науку», о которой так любят говорить и мечтают астрологи.
IV.
Но это, разумеется, дело будущего, то, к чему мы стремимся. Восстановление утраченных ключевых элементов традиционной западной астрологии - грандиозная задача, она потребует много времени и сил. А пока можно с успехом пользоваться доступными нам индийскими техниками «в готовом виде».
Даже если мы пока не имеем времени и возможности глубоко и полно овладеть индийской астрологией, мы можем изучить хотя бы ее основы - и с успехом пользоваться отдельными доступными техниками, отсутствующими в современной западной системе. Это сильно обогатит наше искусство астролога, придаст ему недостающую полноту, позволит решать задачи, недоступные в рамках современной западной гуманистической астрологии.
В частности, самый простой пример: ректификация гороскопа.
Индийская астрология предлагает здесь такие методы, которых нет (утрачены) в западной. Кое-что, конечно, уже удалось восстановить и из традиционных западных техник, и успешно ими пользоваться (Трутина Гермеса, анимодары и т.д.).
Но в индийской системе есть много такого, что и не снилось современному западному астрологу (и не только по части ректификации). Например: определение пола урожденного по его гороскопу (см. ниже, вигхати). И это может служить, также, одним из инструментов очень точной ректификации.
Хочу предложить пример такой перекрестной проверки гороскопа, отректифицированного исключительно западными методами («секта», фирдар, солн. обращения - малый фирдар, Трутина Гермеса, анимодар), с помощью индийских техник.
Перекрестная проверка западными и индийскими методами
1) Возьмем как раз ту самую технику, которая позволяет определить пол урожденного (что в западной астрологии считается одним из астрологически неопределяемых данных, о которых астролог должен узнать от клиента). И используем ее для ректификации.
В астрологии Джаймини есть такая техника: время рождения отсчитывается от восхода (или заката) Солнца (в зависимости от того - дневное или ночное рождение) и переводится в вигхати: 1 вигхати = 24 секундам.
Полученное число делится на девять.
Остаток (если он дробный, то берется следующее целое число) отсчитывается от Солнца в порядке Звезды магов (по лучам, а не по окружности). Получившийся результат покажет пол человека (и даже случаи затруднения половой идентификации).
2) Есть еще много подобных точнейших вспомогательных методов ректификации, например, Кунда («копьё»):
Долгота асцендента умножается на 81. Вычесть всё кратное 360°.
Остаток должен быть в триконе (V или IX дом) к Джанма-накшатре (накшатре рождения, Луны) или Нама-накшатре (накшатре имени).
Ректификация до секунд требуется для правильного расчета первичных дирекций. В индийской астрологии также есть техники, работающие только при использовании очень точного времени рождения (напр. Калачакра-даша).
Но предлагаю начать с более «грубой» и более привычной для восприятия западного астролога техники проверки - по датам рождения детей.
(Здесь пример ректификации. Все детали, конечно, невозможно сейчас подробно осветить, - это скорее тема для углубленно изучающих индийскую астрологию на наших Летних Школах и в регулярном учебном курсе по индийской астрологии.)
I) Проверка по датам рождения детей
«Ни одно дитя в этом мире не появится на свет, пока на это не благословят Сатурн и Юпитер». К.-Н. Рао
Мы рассмотрим гороскоп человека, родившегося 7 октября 1952 года в Ленинграде.
Асц. - 6°11'20" Стрельца
Методами традиционной западной астрологии асцендент был установлен в 6°11'20" Стрельца (использовались секты, фирдары, соединение со звездами, Анимодар Птолемея, Трутина Гермеса и др.)
У этого человека две дочери:
старшая - родилась в Ленинграде 28 апреля 1985 года (Маша),
вторая дочь - родилась 31 августа в 1986 году, в Дрездене (Катя).
Вот главные правила, касающиеся рождения детей (применяются они, разумеется, к гороскопам родителей):
Правило первое
В период девяти месяцев до дня рождения ребенка Сатурн должен аспектировать:
а) пятый дом или
б) хозяина пятого дома или
в) девятый дом или
г) хозяина девятого дома
Примечание: в случае ретроградного движения, Сатурн будет также оказывать действие из предыдущего дома.
Правило второе
Юпитер, также как и Сатурн, должен аспектировать любое из четырех вышеупомянутых мест в период девяти месяцев до дня рождения ребенка.
Правило третье
Марс, также, должен аспектировать любое из вышеперечисленных мест, но в период семидесяти пяти дней до рождения ребенка.
Правило четвертое
Луна, также, должна аспектировать любое из четырех вышеперечисленных мест или лагну (асцендент), или Луну родителей, но в период семидесяти двух часов до рождения.
NB: здесь имеются в виду «индийские» аспекты планет (Сатурн - 3, 7, 10, Юпитер - 5, 7, 9 и т.д.), в карте «индийской» - знак=дом, сидерич. зодиак и т.п.), не переносить и не путать с западными (птолемеевско-кеплеровскими)!
ПЕРВАЯ ДОЧЬ
1) Сатурн транз. (R) аспектирует хозяина 5 дома отца (Юпитера) и 9-й дом отца, и хозяина 9-го дома (Луну);
2) Юпитер транз. Аспектирует хозяина 9-го дома (Луну), Юпитер - сам хозяин 5-го и аспектирует 9-й дом;
3) Марс за месяц до рождения девочки был в соединении с хозяином 5-го дома (Юпитером) и аспектировал 9-й дом;
4) Луна в 9-м доме, и не ранее 72 часов до этого аспектировала асцендент.
ВТОРАЯ ДОЧЬ
1) Сатурн транз. аспектировал хозяина 9-го дома отца (Луну);
2) Юпитер транз. (R) аспектировал хозяина 9-го дома (Луну) и аспектировал 9-й дом;
3) Марс транз. аспектировал 5-й и 9-й дома отца;
4) Луна не ранее 72 часов до рождения аспектировала асцендент в карте отца и была в соединении с его Луной.
Таким образом, имеется подтверждение правильности гороскопа (асцендента) отца по всем пунктам, по некоторым даже - двойное и тройное!
Сейчас в нашем издательстве выходит книга К.-Н. Рао «Планеты и дети». Там собран богатейший астрологический материал по этой теме - предсказание рождения детей, бездетность, средства ее преодоления, опасности для детей и проч. Там есть уникальные, научно проверенные и статистически блестяще подтвержденные техники предсказания рождения детей.
Вот именно эти техники индийской астрологии можно с успехом использовать и для ректификации гороскопа рождения.
II) Проверка по планете - управителю рождения (это то, что касается пола урожденного, мы говорили выше об этой технике, сейчас посмотрим на примере).
Солнце в тот день взошло в 7 час. 24 мин. 55 сек.
От 7 ч. 24 м. 55 сек. до 13 час. 02 мин. 00 сек. = 842,7 вигхати
(1 вигхати = 24 секунды)
(12 ч. 61 м. 60 сек. - 7 ч. 24 м. 55 сек. = 5 ч. 37 м. 05 с. = 20 225 сек. = 842,7 вигхати)
842,7 : 9 = 93,63. Следующее целое число - 94.
Теперь считаем от Солнца по Звезде магов: Солнце, Луна, Марс, и т.д. - на 94-ом месте получается Марс.
(в 94 - 13 циклов по 7 планет. 13 х 7 = 91, 94 - 91 = 3. Считаем от Солнца: Солнце, Луна, - Марс!)
Марс - мужская планета, управляющая рождением этого человека. Что соответствует действительности, пол мужской. Если бы была другая планета (до этого - Луна (женская), после Марса - Меркурий («мужской евнух» в индийской астрологии)), то время рождения пришлось бы сдвигать примерно на час раньше или позже.
(А Сатурн, например, в индийской астрологии считается женской бесполой планетой («женский евнух»)).
Эта техника, как мы уже говорили, помимо прочего, позволяет по ректифицированному гороскопу определить пол натива.
III) Проверка по методу «Кунда» («копьё» - санскр.)
Берем долготу асцендента и умножаем на 8. Вычитаем все «лишние» циклы в 360 градусов и смотрим, куда попадает получившаяся точка в гороскопе.
Если гороскоп верен - она должна быть в триконе к Джанма-накшатре или Нама-накшатре (т.е. быть от нее 5-м или 9-м)
Итак:
12°59'29" Скорпиона (в инд. системе, аянамша Лахири) = 222°59'29"
Кунда = 222°59'29" х 81 = 18 062°18' (убрать 360х) = 62°18', т.е. 2°18' Близнецов, это накшатра Криттика.
Теперь посмотрим, в каком отношении эта точка находится к джанма-накшатре урожденного.
Его Джанма-накшатра - Рохини, 10°- 23°20' Тельца
(Нама-накшатра - в Мригашире (тоже в Тельце, следующая))
Это предыдущая накшатра. Т.е. это говорит о том, что следует сдвинуть вперед асцендент совсем немного, до 5 угловых минут максимум. Два других, менее вероятных, варианта - на 70 минут назад или на 90 минут вперед (именно на таком расстоянии находятся накшатры, находящиеся в триконах по отношению к этой, они управляются той же планетой, что и накшатра рождения - накшатры Хаста и Шравана).
Т.е. асцендент скорее всего верен + несколько минут, но если подходить еще более дотошно и гнаться за сверх-точностью, то он на 100% определенно попадает в промежуток от 11°49' до 14°29' Скорпиона (по западной системе, а в тропическом Зодиаке - это будет от 5°1'20" до 7°41'20" Стрельца).
Окончательное уточнение можно сделать по другим важным событиям жизни, например по смерти родителей, которая в данном случае уже имела место. Тогда можно будет сказать, что ректификация проведена на все 100 процентов.
(Отец умер 2 августа 1999 года, мать в 1998 г.)
Но это сейчас не является основной нашей темой.
Здесь хотелось лишь продемонстрировать некоторые уникальные техники, которым нет аналогов в западной системе, и которые могут быть с успехом использованы для очень точной ректификации гороскопа.
Такая перекрестная проверка разными техниками из разных систем сводит возможную погрешность очень близко к нулю.
Copyright © 2004-2006, Организационный комитет ОАФН